Ваш город:

Послевузовское профессиональное образование: коротко о главном

30 июн. 2019 г.
0
45607

Иногда абитуриенты поступают в ВУЗ с уже осознанным и твердым намерением заниматься научной деятельностью. Поэтому они изначально настраиваются на последипломное обучение. Правда, вчерашние школьники очень слабо представляют, какой путь им предстоит пройти по дороге к совершению открытий или возможности преподавания в ВУЗах.

Послевузовское профессиональное образование: коротко о главном

Получение диплома о высшем образовании является конечной целью обучения для многих молодых людей. При этом для большинства из них дальнейшая карьера строится преимущественно на приобретении практического опыта в своей профессиональной отрасли и, соответственно, продвижении по карьерной лестнице.

Однако для некоторых специалистов, увлеченных наукой, первой ступенькой в карьерной лестнице является не получение более высокой должности, а приобретение степени магистра, которая, кстати, является своеобразным пропуском в мир научных исследований и преподавательской деятельности в университетах и институтах.

Что такое послевузовское образование?

Главная задача последипломного образования – подготовка научных кадров и преподавателей для работы в высших учебных заведениях. Претенденты на ученую степень в дальнейшем, как правило, посвящают себя научно-педагогической карьере, успешно совмещая преподавательскую деятельность с научными исследованиями.

Отметим, что для поступления в аспирантуру, на очную или заочную форму обучения, необходимо иметь диплом специалиста или магистра. В докторантуру можно поступить только при условии наличия ученой степени кандидата наук. Чтобы получить первую ученую степень кандидата наук, нужно написать диссертацию – научную работу, обобщающую итоги исследований, которые проводились на протяжении 3-4 лет после окончания ВУЗа. Успешная защита кандидатской диссертации позволяет не только претендовать на звание доцента (или старшего научного сотрудника), но и вести преподавательскую деятельность в высшем учебном заведении.

Следующая ступень после присвоения степени кандидата наук – докторантура, где послевузовское обучение продолжается 3 года на дневном отделении или 4 года – на заочном. Если кандидат наук прикреплен к ВУЗу или НИИ, время подготовки докторской диссертации может быть не ограниченным, а докторская степень присваивается после ее защиты. В некоторых отраслях науки (например – в астрономии) для получения ученой степени требуется более длительный период подготовки – 5-8 лет.

Специализированные формы последипломной подготовки

В зависимости от сферы научной деятельности послевузовское образование имеет разные формы профессиональной подготовки:

  • Ординатура – повышение квалификации врачей. Программы ординатуры нацелены на повышение знаний и профессиональных навыков, а также на приобретение квалификации, позволяющей занимать руководящие должности в сфере медицины и фармацевтики.
  • Аспирантура – третий уровень высшего образования, направленного на подготовку высококвалифицированных кадров для ВУЗов и научных учреждений.
  • Адъюнктура – то же, что аспирантура, но в ВУЗах Вооруженных Сил РФ, а также МВД, ФСБ, МЧС.
  • Ассистентура – последипломная подготовка педагогов и работников культуры с присвоением высшей квалификации по соответствующей специальности.

К специализированным формам первичной степени последипломного обучения также относятся:

  • Интернатура – специализированная подготовка выпускников медицинских ВУЗов, которую проводят на базе лечебных учреждений под руководством и наблюдением профессорско-преподавательского состава.
  • Магистратура – углубленная подготовка выпускников ВУЗов после получения ими диплома бакалавра или специалиста по одному из профессиональных направлений.

Надо заметить, что степень магистра в некоторых западных странах, по традиции, пришедшей из средневековья, считается научной. Присвоение ученой степени магистра в Российской Империи было учреждено М. В. Ломоносовым – в европейских государствах ХVIII – XIX века она соответствовала степени доктора философии.

Окончание магистратуры в современной образовательной системе РФ дает право на поступление в аспирантуру. В 2010 году, в связи с попыткой вхождения России в Болонскую систему, предпринимались попытки упразднения квалификации специалиста и введения академических степеней: бакалавра, магистра и доктора. Однако различие традиций и потребности экономики заставили частично отказаться от этой идеи. Сейчас, несмотря на некоторые преобразования, продолжается выпуск специалистов и магистров. Таким образом, окончание магистратуры, с одной стороны считается высшим уровнем подготовки специалиста, а с другой – последипломным образованием для лиц, которые уже имеют на руках диплом бакалавра или специалиста.

Новый закон об образовании, вступивший в силу в сентябре 2013 года, все формы последипломного профессионального образования, кроме докторантуры, выделил в отдельную нишу – подготовку кадров высшей квалификации. Докторантура, в соответствии с последними изменениями в законе, теперь относится к высшей форме подготовки научных кадров.

Кроме перечисленных выше видов профессиональной подготовки после окончания ВУЗа к постдипломному образованию можно отнести:

  • повышение квалификации (при условии, что обучение не осуществляется одновременно с получением первого высшего образования);
  • профессиональную переподготовку (независимо от сферы деятельности);
  • получение второго высшего образования (при условии, что студент не получает второе высшее образование параллельно с первым).

Что важно знать соискателю?

Выбирая высшее учебное заведение, будущий научный сотрудник должен принимать во внимание, что докторантура и аспирантура существуют только на базе аккредитованных ВУЗов. НИИ и другие научные организации для научной работы также должны иметь государственную лицензию. Кроме того, для всех высших учебных и научных заведений обязательно наличие и функционирование профильных диссертационных советов.

Важной составляющей частью любой научной деятельности является достаточное финансирование. Причем эта часть подготовки является обязанностью научного руководителя, так как он одновременно выступает и в роли работодателя. Если к преподавательской работе привлекаются студенты, то они имеют право на получение стипендии или финансовой поддержки института. Иногда можно рассчитывать на поддержку Национального научного Фонда, особенно – при специализации в области естественных наук.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Инновационная школа RYBAKOV MOSCOW откроется в сентябре 2025 года. Как она изменит подход к обучению?
Предназначение новой школы — создать лучшее будущее благодаря сообществам молодых неравнодушных, энергичных и умелых людей, раскрывших свои таланты в ..
Инновационная школа RYBAKOV MOSCOW откроется в сентябре 2025 года. Как она изменит подход к обучению?
21 нояб. 2024 г.
0
69
Совещание, посвященное приоритизации задач научно-технологической кооперации для достижения технологического лидерства РФ
Как сообщает Министерство науки и высшего образования РФ, сегодня глава ведомства Валерий Фальков и гендиректор корпорации «Ростех» Сергей Чемезов про..
О приоритизации задач научно-технологической кооперации для достижения технологического лидерства России
21 нояб. 2024 г.
0
69
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин на стратегической сессии «О качестве общего и профессионального образования»
В рамках прошедшей сегодня стратегической сессии «О качестве общего и профессионального образования» под председательством премьер-министра РФ Михаила..
Премьер-министр РФ заявил о необходимости повышения качества образования
19 нояб. 2024 г.
0
1040
Оставить свой комментарий

Ваш город: