Ваш город:

Возможные школьные нововведения: ГОСТы для формы и отмена тетрадей

02 сент. 2018 г.
0
131

Каких именно изменений стоит ожидать совсем скоро, и как они улучшат жизнь школьников? Попробуем разобраться.

Возможные школьные нововведения: ГОСТы для формы и отмена тетрадей

Правительство и ведомственные структуры не прекращают работу над совершенствованием системы российского образования и улучшением условий, в которых учатся школьники. В преддверье нового 2018-2019 учебного года государственные органы задумались о необходимости внесения изменений в некоторые стандарты, определяющие работу учреждений среднего образования. На повестке дня стоит школьная форма и замещение бумажных учебных пособий цифровыми.

Каких именно изменений стоит ожидать, и как они улучшат жизнь школьников? Попробуем разобраться.

Что лучше: бумажные или цифровые учебные тетради?

Согласно проведенному исследованию ВЦИОМ рабочими тетрадями, дополняющими учебники, пользуется 91% школьников, а около 70% родителей считают их включение в программу обучения рациональным и эффективным. Такой интерес к дополнительным учебным пособиям обусловлен их наглядностью, удобством в использовании и наличием дополнительной информации. Наиболее актуальными считаются тетради по математике, русскому языку и окружающей среде. Они есть у 72%, 67% и 65% детей соответственно.

Несмотря на широкую популярность, нередко возникают проблемы с обеспечением детей рабочими тетрадями. Школы испытывают недостаток финансирования и почти полностью перекладывают ответственность за закупку дополнительных учебных материалов на плечи родителей. Родители в большинстве случаев недовольны этим, поскольку не все из них могут купить ребенку необходимое пособие.

Минобрнауки дало разъяснения по этому поводу. В частности, в министерстве заявили, что обеспечение школьников обязательной литературой согласно учебному плану находится в ведении школ. Дополнительные же материалы родители, по желанию, могут включать в обучение за свой счет.

Отметим, что споры между родителями и учебными заведениями привели к тому, что некоторые регионы России решили отказаться от использования учебных тетрадей в школах.

По мнениям экспертов, в том числе директора Института развития образования НИУ ВШЭ Ирины Абанкиной, детям нужно предоставлять равный доступ к образованию. То есть, следует оставить за учителями право использования на уроках тех или иных инструментов обучения. При этом нельзя акцентировать внимание на учебных тетрадях, если школа испытывает недостаток финансирования и не может закупить их в полном объеме для всех детей. Решение проблемы специалисты видят в регулировании данного вопроса на законодательном уровне, что обеспечит равенство в классах.

Наряду с этим, в последнее время все большую актуальность приобретает вопрос замены бумажных рабочих тетрадей электронными аналогами. Сторонники эпохи цифрового образования стремятся исключить «немодные» учебники из оборота школьников, которые и так ежедневно пользуются различными электронными устройствами.

По словам директора школы «Покровский квартал» Ильи Новокрещенова, рабочие тетради не оказывают влияния на эффективность обучения детей, а столичные школы не испытывают проблем с их финансированием. Он видит необходимость в более разумном расходовании выделяемых средств и переходе на интерактивные методы обучения. По его мнению, не следует переориентировать ребенка с удобного для него планшета на тетрадь, а использовать электронное устройство в образовательных целях.

Положительную оценку бумажным рабочим тетрадям дает и.о. академика-секретаря отделения общего среднего образования РАО Виктор Дронов. Он считает, что полный переход на цифровой формат обучения может неблагоприятно отразиться на детях, так как электронные устройства приводят к изменению психофизиологических процессов и снижают остроту восприятия информации на 30%.

Академический руководитель программ «Педагогическое образование» и «Учитель для России» Института образования НИУ ВШЭ Олег Федоров отмечает, что, согласно имеющимся у них данным, рабочие тетради улучшают итоговые образовательные результаты школьников на 25%, однако он не видит проблемы в использовании всех доступных учебных материалов, в частности цифровых пособий.

При рассмотрении мнений экспертов нельзя не согласиться с рациональностью их утверждений относительно необходимости постепенного включения цифровых технологий в образовательный процесс. Но, в тоже время, возникает вопрос: если родители не всегда имеют возможность приобретать бумажные рабочие тетради, найдутся ли у них средства для закупки электронных пособий или ответственность за это возьмут на себя школы?

Стандартизация школьной формы

Вопросы относительно качества школьной формы и того, какой она должна быть, обсуждаются давно. Безусловно, основную массу заинтересованных людей представляют родители. Для них основная проблема при выборе одежды ребенку заключается в качестве материалов, ее долговечности и умеренной стоимости. На сегодняшний день представленный ассортимент на рынке не всегда соответствует требуемым параметрам, где разница, в основном, выражена в соотношении «цена-качество».

Не меньший интерес к форме проявляют и производители. Они, в стремлении получить максимальную выгоду, сокращают себестоимость изделий, но при этом цена на школьную форму для конечного потребителя только растет.

В решении этих проблем заинтересованы и органы государственной власти. Именно поэтому тема стандартизации школьной формы обсуждается на министерском уровне. Действующее законодательство в области образования устанавливает право регулирования внешнего вида учащихся за учебными учреждениями и не выводит этот вопрос в отдельное положение. По словам главы Министерства просвещения Ольги Васильевой, необходимость внесения изменений в этой области отсутствует, так как практически в каждой школе выдвигаются адекватные требования к одежде школьников.

Однако многие эксперты утверждают, что определение единого государственного стандарта позволит улучшить качество формы и сократить уровень социального расслоения среди школьников. Например, замруководителя Роскачества Елена Саратцева убеждена, что отсутствие юридически определенного понятия «школьной формы» исключает возможность ее повседневного применения из-за использования в ней небезопасных материалов.

Так, целый ряд отраслевых организаций, включая Минпромторг, работает над определением норм для одежды школьников. Сейчас разработанный Роскачеством проект ГОСТа на школьную форму проходит обсуждение в экспертной комиссии, а специалисты надеются на возможность включения его в программу стандартизации в 2019 году. По имеющимся данным осенью первая редакция проекта будет направлена в технический комитет Росстандарта. Основу документа составляют повышенные требования к отдельным элементам одежды школьников.

Новый ГОСТ определяет санитарно-гигиенические свойства тканей подкладки и верхнего элемента изделия. Эксперты Роскачества утверждают, что синтетические волокна подкладки являются небезопасными для детей, поэтому их нужно исключить или сократить процентное содержание в изделии. Внимание нового госстандарта также сосредоточено на уровне токсичности тканей, наличии свободного формальдегида, износоустойчивости, прочности, возможности изменения размеров после стирки и образованию катышей.

Кроме того, предлагается включить требования к общему виду школьной формы: цвету, фасону и возможности надевать те или иные аксессуары в школу. Также разработчики стандарта хотят сократить перечень элементов, относящихся к форме.

Предложения относительно школьной формы высказал и Борис Чернышев, зампредседателя Госдумы в области науки и образования. Он считает, что одежда для школьников должна иметь фиксированную стоимость в размере не более 3 тысяч рублей. А право производства школьной одежды следует закрепить за двумя отечественными фабриками. Однако его идею пока никто не поддержал. По словам Анны Поповой, руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в первую очередь, следует заняться вопросом производства одежды из отечественных тканей с соблюдением качественных характеристик, а затем уже рассматривать вопрос стоимости.

Возникшая ситуация – неоднозначна. С одной стороны, стремление государственных структур к улучшению качества изделий для школьников заслуживает высокой оценки. Но, с другой стороны, не приведут ли новые ГОСТы к новым проблемам?

Здесь следует задуматься о том, что одежда является одним из способов самовыражения личности, и ограничение детей лишь несколькими элементами может ущемлять их право на ее проявление. Также, социальное неравенство в классах возникает не столько из-за разной стоимости школьной формы, сколько из-за неполного представления детей о ключевых человеческих качествах.

Кроме того, есть ли смысл говорить об установлении равенства через единую школьную форму и, при этом, допускать применение учащимися электронных устройств на уроках, если не все родители имеют возможность купить своему ребенку даже бумажные тетради? Безусловно, инновационные технологии с каждым годом будут все больше внедряться в жизнь общества и приносить пользу, но готово ли общество к этому сейчас?

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Материал полезен?

Новости образования
Причина неуспешность учеников - невнимание родителей
Как сообщает РИА Новости, Российская академия народного хозяйства и госслужбы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) провела исследования и выя..
Учителя считают причиной плохой неуспеваемости школьников невнимание родителей
16 нояб. 2018 г.
1
359
В Минпросвещения РФ прокомментировали инциденты с рукоприкладством учителей
По информации ТАСС, Министерство просвещения России прокомментировало обнародованные недавно случаи рукоприкладства педагогов в Томской области и Хаба..
В Минпросвещения РФ дали комментарии случаям проявления агрессии педагогов по отношению к ученикам
16 нояб. 2018 г.
2
2555
Фипи предоставил отчёт по итогам анализа результатов ЕГЭ по иностранным языкам
Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал отчёт по результатам проверки и анализа работ ЕГЭ-2018 по иностранным языкам...
ФИПИ подготовил отчёт по результатам проверки и анализа работ ЕГЭ-2018 по иностранным языкам
15 нояб. 2018 г.
0
727
Оставить свой комментарий

Ваш город: